Основные изменения законодательства о страховых взносах

в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

С 1 января 2015 г.:

- плательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период составила более 25 человек, должны подавать в ПФР расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам и сведения персонифицированного учета в электронной форме (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ);

- расчет по страховым взносам в ПФР на бумажном носителе подается не позднее 15-го, а в форме электронного документа - не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ);

- сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующий внебюджетный фонд, определяется в рублях и копейках (ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- применяется новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- предельная база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, в 2015 г. составляет 711 тыс. руб. (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 №1316);

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений в пользу физлиц (за исключением сумм, указанных в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ) без учета предельной величины базы (ч. 4 и 5 ст. 8, ч. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- выплаты в пользу лиц, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), облагаются пенсионными взносами независимо от продолжительности трудовых отношений с такими лицами (п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ);

- выездная проверка плательщика страховых взносов может быть продлена до четырех или шести месяцев при наличии определенных оснований (ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- при рассмотрении материалов проверки смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства не выявляются (п. 4 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, утратит силу ст. 44 указанного Закона);

- день погашения задолженности по страховым взносам включен в период начисления пеней (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- уплачивающие ЕНВД аптечные организации, а также предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, могут применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам в пользу физлиц, которые имеют право заниматься этой деятельностью (п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- ограничено освобождение от обложения страховыми взносами выплат, связанных с увольнением работников: выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства облагаются страховыми взносами в части превышения трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратного - для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Это правило начинает действовать и в отношении сумм компенсаций руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру (пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- на суммы возмещения работодателем расходов по найму жилого помещения в командировке, которые работник документально не подтвердил, нужно начислять страховые взносы (исключено второе предложение ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- скорректирован порядок обложения страховыми взносами оплаты работникам стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, если указанные лица проживают и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а именно освобождены от начисления страховых взносов стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно, а также стоимость провоза багажа весом до 30 кг, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль. Из необлагаемых сумм исключена оплата стоимости проезда в отпуск и обратно членов семей работников-северян (п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- применяется уточненный порядок определения фиксированного размера страховых взносов за год, в котором предприниматель имеет право на освобождение от уплаты взносов. Индивидуальные предприниматели за определенные периоды времени, в течение которых они не занимались бизнесом, имеют возможность не уплачивать за себя взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере. Перечень таких случаев указан в положениях пп. 1, 3, 6, 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Ранее при наступлении указанных обстоятельств и при наличии документального подтверждения, что бизнес простаивал, взносы в фиксированном размере начислялись пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых фактически осуществлялась предпринимательская деятельность. Теперь - за неполный месяц соответствующей деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- закреплены условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ст. 18.1 - 18.5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- организации не обязаны сообщать в территориальные органы ПФР по месту нахождения головной компании о создании или закрытии обособленного подразделения (утратит силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в органы контроля можно подать не только в письменной форме, но и в форме электронного документа (ч. 6, 10, 11 ст. 26 и ч. 3, 5, 9 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- по заявлению плательщика производится зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемых тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, т.е. с платежей на обязательное пенсионное страхование на платежи на обязательное медицинское страхование и наоборот (ч. 21 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- в течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса от органа контроля за уплатой страховых взносов банки должны представлять справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей (ч. 6.1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). За неисполнение установленной обязанности взыскивается штраф в размере 20 тыс. руб. (ст. 49.1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ);

- направление органом контроля в банк инкассового поручения не ограничено месячным сроком (ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).