Государственный земельный надзор

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 234 –ФЗ от 21.07.2014 внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части осуществления государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля и общественного контроля. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515 утверждены Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, вступившие в силу с 01.01.2015.

В связи с этим ранее заключенные соглашения между Управлением Росреестра по Воронежской области и органами местного самоуправления, которые до вступления в силу Правил регулировали взаимодействие органа государственного земельного надзора с органами муниципального земельного контроля, действуют в части, не противоречащей Правилам.

В соответствии с ч.2 ст.71 Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 234-ФЗ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации органами исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 утверждено «Положение о государственном земельном надзоре» (далее – Положение). Одним из органов, осуществляющих государственный земельный надзор, определена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, к которым относится Управление Росреестра по Воронежской области.

Объем полномочий Росреестра как органа государственного земельного надзора закреплен в пункте 3 Положения, которым на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы возложено осуществление государственного земельного надзора за соблюдением:

- требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками;

- требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

- требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;

- требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности);

- требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

- предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

В сравнении с редакцией отмененного Положения о государственном земельном надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ № 689 от 15.11.2006) к функциям Росреестра отнесен надзор за соблюдением требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. (см. п.3«д» Положения). В целях реализации указанных полномочий Управлением разработан, согласован с Прокуратурой Воронежской области и утвержден план проведения проверок органов местного самоуправления.

Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что после 01.01.2015 Росреестр и его территориальные органы не осуществляют надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Пунктом 4 «в» Положения указанные полномочия закреплены за Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.